Главная
Статьи

Новости

Последние новости

Планетарные втулки и внутренний привод велосипеда

Велоспорт | 26.11.2011

Эта статья посвящена самому важному элементу привода велосипеда втулке. Одной из разновидностей является втулка с планетарным механизмом переключения передач. Как нетрудно догадаться, название "планетарные" втулки получили за свои конструктивные особенности. Весьма сложный механизм, состоящий более чем из 40 деталей, действительно напоминает планеты солнечной системы, вращающиеся по определенной траектории.

Безусловным лидером производства таких втулок является американская корпорация SRAM, которой принадлежит (с 1997г.) хорошо известная автомобилистам и велосипедистам фирма Sachs Bicycle Components. Также популярны 4-х и 7-скоростные втулки от японской корпорации SHIMANO. Своим появлением привод с внутренней системой переключения передач обязан ситуации тех лет, когда привычный нам привод с наружным способом переключения передач находился в зачаточном состоянии, окончательно оформившись в серийном производстве только в 30-х годах. Первые планетарные втулки (250000) были произведены фирмой Sachs в 1904г.

Это были двухскоростные втулки "Торпедо". А уже в 1914 г. было продано свыше 833000 шт. В 1943 г. 67 производственных площадей компании на европейской территории были разрушены и компания стояла на грани банкротства. Несмотря на это, в конце 1945 г. производство было восстановлено. В послевоенные годы в компании неоднократно происходили структурные изменения, а в 1997 году корпорация SRAM приобрела фирму Sachs Bicycle Components и инвестировала более 1 миллиона на развитие перспективного направления.

Какие же преимущества дают втулки с планетарным механизмом переключения передач? Прежде всего надо отметить, что на сегодняшний день SRAM-SACHS выпускает втулки с 3, 5, 7 передачами и внутренней тормозной системой, а также есть вариант 3-5-7-скоростной втулки бестормозного типа и с тормозом роллерного типа. Также недавно освоено производство втулки типа Dual-Drive 7х3, 8x3 и 9х3, представляющей собой комбинацию из планетарной втулки на три передачи, на которой установлена кассета из 789 звезд. Классический наружный переключатель, размещенный на раме, перемещает цепь по звездам кассеты. В итоге получается 7х3=21, 8х3=24, 9х3=27 сочетаний передач.

Итак, преимущества.

1. Достаточно высокий диапазон передаточных чисел. Для сравнения набор звезд 42-32-22 и кассета 11-30 у внедорожного велосипеда, как нетрудно посчитать, имеют диапазон передаточных чисел 520. Так, для 7-скоростной втулки суммарный диапазон составляет 303. Причем, если считать 4-ю передачу за прямую (100), то относительно нее есть передачи пониженные (1-я 57) и повышенные (7-я -174). Проще говоря, на велосипеде с такой втулкой можно успешно разогнаться как по шоссе, так и преодолеть крутой подъем и бездорожье. У 5-скоростной и 3-х скоростной втулок диапазон передач меньше 249 и 186 соответственно, но зато эти втулки легче и дешевле. У втулок Dual drive 7x3 диапазон передаточных чисел 434, а у втулок 8х3 и 9х3 и того более.

2. Быстрое и точное переключение передач с четкой фиксацией положения ручки переключателя. Следут отметить, что в отличие от механизмов с наружной системой переключения передач, данная система позволяет переключаться, стоя на месте.

3. Минимальное обслуживание. Как указано в инструкции по эксплуатации, втулка является необслуживаемым компонентом. Единственное предупреждение сводится к тому, что при мойке велосипеда под сильным напором воды не следует направлять струю на втулку. Стоит добавить, что в процессе эксплуатации возможно потребуется регулировка управляющего привода, иначе говоря, регулировка натяжения троссика, которому свойственно растягиваться.

4. Использование самой простой и прочной цепи как на обычных дорожниках, которая работает "напрямую" без перекосов, не перемещаясь по звездам, как в случае с наружным механизмом. Как следствие, очень высокий ресурс компонентов привода передняя звезда/цепь/задняя звезда. Блок передних звезд упрощается до одной звезды и отпадает необходимость в переднем переключателе и манетке.

5. Торможение ногами будет преимуществом, если вы пересаживаетесь с обычного дорожника. Не требуется времени на адаптацию, т.е. не надо переучиваться тормозить. Хотя следует понимать, что торможение только одним колесом всегда менее эффективно, чем двумя. Как правило, на таких велосипедах всегда установлен передний ручной тормоз. Но подавляющее большинство велосипедистов по разным причинам им не пользуется. Поэтому мы и говорим о торможении только задним колесом, что в корне неверно (представьте автомобиль, у которого не работают тормоза передних колес). В то же время, в рассматриваемом случае об эффективности торможения можно забыть, если предполагается спокойная езда, без рывков и гонок. А именно для такой езды и предназначены велосипеды с внутренним приводом и планетарной втулкой. Как и любой механизм, привод с планетарной втулкой, наряду с достоинствами, имеет ряд недостатков, которыми в известных случаях можно пренебречь.

Прежде всего, это довольно большой вес (например, 7ск. втулка весит, правда с тормозом, около 1700 г.). Трение качения такой втулки по сравнению со втулками свободного качения (бестормозные с наружным переключателем) существенно выше. Именно эти причины не позволяют применять такой привод в спортивных велосипедах. Конструкция втулки очень сложная, и производитель не рекомендует самостоятельную разборку. Лучше доверить это специалисту.

Покатушка в Крепость Орешек
В месте, где река Нева вытекает из Ладожского озера, стоит прославленная крепость Орешек. Располагается она на небольшом острове, попасть на который можно катером из города Шлиссельбург, либо с правого берега Невы из Петрокрепости. Основатели Орешка, очевидно, выбрали это место ввиду того ,что сюда очень удобно устраивать покатушки из Питера через Невскую Дубровку
Покатушка для продолжающих. Копорье
Что самое приятное для автора? Самое приятное для автора нет, не могу врать. Конечно, это получение гонорара. Но положительная реакция наших читателей тоже многого стоит. Пишу об этом неспроста. Я получил несколько писем по электронной почте, в которых "Спорт-маркетовские" читатели рассказывали, что ездили по опубликованным в нашем журнале маршрутам. Приятно, что ни один человек не заблудился и не пропал без вести, несмотря на все мои советы
Стратегия и тактика велотуризма
Начало см. в 114 Глава вторая. Цивилизованный велотуризм: как самостоятельно поехать в цивилизованный велопоход? Если вы действительно хотите отдохнуть, посмотреть интересные места, да заодно и жирок растрясти, то поездка в цивилизованный велопоход это хороший вариант, а говоря точнее два варианта. Первый, на мой взгляд, самый разумный, это просто купить велосипедный тур и отправиться прокатиться в Финляндию, Чехию, или вокруг Ладоги

Справедливости ради надо отметить, что неисправности внутреннего механизма встречаются крайне редко, а ресурс втулки весьма высок и превосходит ресурс многих компонентов и всего велосипеда в целом. По нашим наблюдениям, в основном проблемы связаны с неквалифицированным вмешательством и, как следствие поломкой наружных частей. Поэтому настоятельно не рекомендуем самостоятельных действий по разборке планетарных втулок, а при необходимости снятия колеса советуем внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.

Подводя итоги рассмотрения достоинств и недостатков планетарных втулок, отметим, что велосипеды, укомплектованные такими приводами, очень популярны во многих европейских странах Германии, Голландии, Франции и др. Такая сверхпопулярность объясняется, прежде всего, развитой сетью дорог отличного качества, широким использованием велосипеда как транспортного средства, несравнимо более высокой покупательной способностью европейцев и, пожалуй, нежеланием лишний раз возиться с техникой. Не случайно львиная доля велосипедов, выпускаемых европейскими производителями, такими как PANTHER WERKE, GAZELLE, ACCELL GROUP, STEVENS и многими другими, укомплектована приводами с планетарной втулкой.

В общем, выбирая себе велосипед, прежде всего определитесь, что вам важнее. Наиболее предпочтительным будет прогулочное катание на таком велосипеде по парку, городу, проселочной дороге, несложный поход словом там, где не требуются экстремальные условия эксплуатации. Механизм втулки имеет пылевлагозащищенную конструкцию, но грязевые ванны с погружением все равно нежелательны. Обслуживание такого привода минимально и сводится к поддержанию чистоты и смазке цепи.

Итак, если предпочтение отдано удобству эксплуатации, а не рекордам скорости и величины пробега, приводы с планетарной втулкой будут вполне уместны.

Алексей Каминский
 

Статьи по теме:

Ремонт велосипеда
Современные велосипеды достаточно надежны. Вам придется только следить за его техническим состоянием, регулярно смазывать. И менять цепь, кассету и передние звезды, которые изнашиваются. Частота замены зависит от класса навески используемой на вашем велосипеде и стиля вашего катания, но как правило их хватает не на одну тысячу километров. Ремонт велосипеда дело нелегкое. Хотя не для всех. Некоторые целыми днями и даже ночами могут с удовольствием ремонтировать велосипеды...
Разное | 26.11.2011
Техническое обслуживание велосипеда
Велосипед, как и любая другая техника, нуждается в техническом обслуживании. Помните поговорку "машина любит ласку, чистку и смазку"? Подходы к проведению технического обслуживания. Существует два основных подхода к проведению технического обслуживания (ТО): наработка на отказ и планово-предупредительный ремонт. Это касается не только велосипедов, а любой техники...
Разное | 26.11.2011
Настройка велосипеда: общие указания
Настройка руля и колес велосипеда При правильном положении руля горного велосипеда, наклон позвоночника должен быть около 45о Это сохраняет удобное положение и уменьшает аэродинамическое сопротивление. Плотность завинчивания болтов должна соответствовать 20 Nm. Шпиндель рулевой колонки следует также закрутить на 20 Nm. Колеса должны быть установлены симметрично раме и передней вилке. Гайки на оси переднего колеса следует прикручивать на 15Nm, a заднего на 17 Mm...
Разное | 26.11.2011
Устройство велосипеда
Рама велосипеда Одним из ключевых конструктивных элементов велосипеда любого типа является его рама. Рама с вилкой и колеса, в основном, определяют поведение велосипеда в разных условиях. В течение многих десятилетий внешний вид велосипеда практически не менялся (во многом из-за регламентов УСИ). Рама велосипеда изготавливалась из восьми труб, еще три трубы шло на переднюю вилку. В последние 20 лет в изготовлении рам произошли существенные изменения...
Разное | 26.11.2011
История велосипеда и велосипедных соревнований
Велосипед не был изобретен одним человеком. Он вырос из целого ряда идей и изобретений, прослеживаемых от нашего времени до конца 18 в. Некоторые исследователи идут дальше, указывая на чертежи двухколесного транспортного средства и роликовой цепи, принадлежащие Леонардо да Винчи. Важнейшим этапом развития велосипедной техники было изобретение относительно безопасного велосипеда с двумя одинаковыми колесами не слишком большого диаметра. В 1870-х годах Г...
Разное | 26.11.2011